ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ - ЭФФЕКТ ГОЛОГРАММЫ
Латеральное мышление сродни голограмме: простой кусочек пластика, на котором ничего нет - пустота. Но стоит только изменить его ракурс и поймать определенное освещение, появляется вполне реальное объемное изображение. Это и есть эффект латерального мышления. Латеральное мышление - это изменение ракурса восприятия мира и вещей. Сложные (и не очень) задачи и их неожиданные решения появляются там, где ты их не ожидаешь.
Методика программы обучает навыкам находить нестандартные решения в ходе стимулирующих практических, творческих занятий, построенных на оригинальных задачах и нестандартном поиске их решения. При этом важны не сколько результаты сами по себе, сколько навыки их поиска. Творческие практики программы нацелены на развитие быстрой реакции при решении творческих задач, на целенаправленную работу воображения. При этом блокируется внутренний цензор, «дирижер сомнений». Наталья Бехтерева называла такого дирижера "тревожной красной кнопкой": задача нашего мозга наложить запрет на все, что кажется ему нестандартным или необычным. Это цензор наших реальных возможностей, он охраняет нас от совершения ошибки. С точки зрения эволюции, это необходимо для выживания. Проблема, однако, в том, что этому цензору всё равно - грозит ли новая идея самосохранению или это творческая мысль, необходимая для развития чего-то нового. Он не может отличить одно от другого, его задача предотвратить любые риски. Тогда он и включает свою стандартную цензуру: "Стоп! Этого не может быть! Не прикасайся к этой идее! Вот смотри, у меня много запасных шаблонов для решения твоей задачи". И поскольку мы склонны доверять своему собственному мозгу, мы, действуя шаблонно, упускаем большие возможности нашего творческого потенциала.
Реакция со скоростью гепарда.
Весь эффект рождения нестандартных идей в их быстроте. Латеральное мышление, словно сценическая площадка, для игры с образами и ассоциациями, где идеи взаимодействуя и сталкиваясь друг с другом, словно атомы, рождают новые и часто неожиданные идеи. Демокрит писал: "Атомы бесчисленны по величине и множеству. Носятся же они во вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля". Это самая лучшая метафора, применимая к процессу латерального мышления и рождения идей. А вот писатель Джон Стейнбек по-своему описал этот процесс: "Когда идеи возникают в активной стадии творческого процесса, сталкиваясь друг с другом, то новые идеи, производные и часто неожиданные, появляются в невероятном количестве". И его же: "Идеи, как кролики. Ты приобрел парочку и пока ты учишься как ей управлять, у тебя их уже целая дюжина". Однако важно научиться не только генерировать идеи, но и контролировать этот процесс. Необходима абсолютная власть над творческим процессом. Полная свобода — это ложная свобода. Структурированность и креативность - две сестры, причем родные. Развитое латеральное мышление способно с фантастической скоростью решать даже сложные творческие задачи. Молниеносное рождение ассоциаций и образов - это его конёк. Чаще всего мы не обращаем внимание на ассоциации, считаем их ненужными пустяками. При этом жемчужины творческих открытий ускользают как песок между пальцами.
Практики "Лови Идею!" нацелены на осознанное развитие свободных ассоциаций и их фиксации. Это можно сравнить с отбором жемчужин среди песчинок. Ребенок приобретает способность отделять смысл от бессмыслицы, зерна от плевел, настоящее от ложного. И самое главное - смело мыслить и смело творить. Ребенок способен это делать, начиная с 7-летнего возраста, вполне разумно, если его направить и подсказать, как это можно сделать результативней. Работа с воображением и управление им - это серьезный труд, требующий навыка, любопытства и азарта. Приобретение навыка заложено в продуманном поступательном движении вперед: урок за уроком, словно нанизываются "жемчужины" на единую нить самопознания в творчестве. А любопытство и азарт развивает именно игровой формат уроков. Результат – воспитание разумной смелости творческого "Я". Смелость и уверенность рождаются только тогда, когда понимаешь, как контролировать фантастический и непредсказуемый процесс воображения, происходящий в твоей голове. А крылья воображения растут только в отрыве от земли, в полете. Поэтому в методиках заложены одновременно поэтапный разбег для полета и быстрая смена творческих задач (эффект единства противоположностей), где ребенок учится "пилотировать" сразу в "бою" с шаблонами.
В чем разница между латеральным и творческим мышлением?
Конечно же, оба понятия обозначают одну суть - творчество. Но есть существенные различия. Латеральное мышление перекраивает общепринятые понятия, работает с ними, как художник-коллажист, - сначала разорвет материал, а потом соберет нечто новое. В результате ребёнок сначала учится разрушать шаблоны, а затем устанавливать новые логические связи. То есть, он собирает новую картинку окружающей действительности, приспособленную для эффективного решения поставленной задачи. "Творческое мышление ограничивается описанием результата. Латеральное мышление - это описание процесса". /Эдвард де Боно/ Иными словами, обычное творческое мышление действует только там, где поиск решений касается непосредственно выбранной задачи: будем фантазировать, но только в рамках заданного поля, дальше не пойдем. В этом оно сродни логическому вертикальному мышлению.
Латеральное вопреки логике действует "вбок" (lateralis - боковой), смещая вектор поиска в "дальние дали". Или: "Раз не получается напрямую, попробуем сбоку!" (характерный прием в хирургии). Латеральное мышление ассоциативно и интуитивно выхватывает идеи словно "из космоса". Но "боковое" мышление всеядно: оно генерирует множество идей, а вот вертикальное отбирает нужные. В этом единстве противоположностей и происходит процесс, т.е. генерирование латерального разрыва с целью поймать в "космосе" большую идею, а затем, с помощью вертикального мышления (здравого смысла) заземлить её, придать ей практический смысл. Формальная логика не поможет решить задачу, если задача, как это чаще всего и бывает в реальной жизни, содержит взаимно противоречащие условия, без видимых логических связей. Тогда в игру вступает латеральное мышление с его быстрыми ассоциациями. Противоречия перестают быть препятствием и становятся стимулом, порождающим ассоциации и помогающим найти верные, но нестандартные решения. "Но какова же связь, если ее почти нет? Нужно придумать третью, которая их объединит! Так рождается идея". /Дэвид Линч/
Подробно об "Авторской методике"