ДЕТСКАЯ  АКАДЕМИЯ  КРЕАТИВНЫХ  РЕШЕНИЙ

Мозг подростка и другие орехи...

10.12.2022
Мозг подростка и другие орехи...

Подростковый мозг - высокопродуктивный механизм, направленный на самообучение. Но тут же заложена и опасность. Благодаря пластичности мозга у подростка много возможностей, но пластичность в данном случае — это обоюдоострое оружие: активный мозг подвержен как развитию и энтузиазму познания, так и негативным влияниям. Причина банальна - гормоны. Они уже активно атакуют организм, а мозг ещё буксует, не понимая, как реагировать на действия гормонов. Атака начинается уже с 9-10 лет, а лобные доли, развиваясь самыми последними, готовы к правильным решениям лишь к 20 годам. Отсюда хаотичность мыслей и неструктурированное мышление, уныние, агрессия и часто неадекватное поведение, которое в психологии именуют "рискованным подростковым поведением". Подростки считают себя уже взрослыми, хотят принимать самостоятельные решения, но еще не умеют оценивать риски. Именно поэтому подростковое упрямство - самая распространенная форма бунта. Все проявления жизни они воспринимают исключительно через эмоции. А повышенная эмоциональность, как правило, сопровождается стрессом. Подросток воспринимает все преувеличено, без полутонов: или все просто отлично, или ужасней не бывает. Самый сильный эмоциональный стресс происходит в школе, которую они воспринимают, как тюрьму: "террор" учителей, повышенный объем информации, выступления перед классом, конфликты со сверстниками, неразделенная любовь и т.д. Но при всем многообразии отрицательных эмоций мозг подростка идеально запрограммирован на получение новой информации и он гораздо активней в этом, чем взрослый мозг. Однако, ряд особенностей функций мозга зачем-то тормозит свой собственный потенциал. Зачем?

Существует теория Эриха Фромма "Бегство от свободы" (1941г.) Он утверждал, что свобода означает независимость и умение человека рассчитывать только на себя. Но большинство людей избегают свободы. Подсознательно, они опасаются, что окажутся в изоляции от общества, незащищёнными. Свобода вызывает чувство беспокойства, гораздо безопасней стать частью большого механизма и принимать решения «как все», "подчиниться силе, которая дает некоторую надежду" на безопасность. Ограничение чувства свободы - феномен социального бессознательного. И вот тут-то в полную силу вступает в свои права Шаблон! Шаблонное, стереотипное мышление и, как следствие, шаблонные действия - надежда на безопасность:

"Так поступают все. Так поступлю и я". В подростковом возрасте реакция на свободу еще более противоречива. Это желание получить свободу без свободы. Выражается это в простых и очень опасных противоположных желаниях: "Я хочу свободы, но я не хочу нести ответственность. Я даже не знаю, что такое ответственность. Даже что такое свобода я не очень понимаю, но я ее хочу! Просто хочу быть независимым". Но получая свободу, подросток, не имея еще жизненного опыта, не способен распорядиться ею разумно.

Мозг подростка не может адекватно использовать даже шаблоны. В его пиксельном варианте они еще более искажены собственными, зачастую наивно-детскими представлениями о мироустройстве. По этой причине оценка рисков поведения неадекватна и не может быть адекватна. Пубертат не просто крайне эмоционален, он требует постоянного притока новых эмоций. А контроль над эмоциями находится на "эмбриональной" стадии. Эмоционального перевозбуждения развивающегося мозга нельзя избежать — это физиологическая данность. Но его можно перенаправить, (в психологии это называется сублимировать), замещая эмоции агрессии, уныния, страха и невостребованного энтузиазма импульсами созидания. Мозг ребенка бесстрашен, поскольку не знает еще, что такое риск. Цель творческих практик арт-клуба "Новая Идея" направить это бесстрашие на решение креативных задач.

Читайте еще