Алиса и латеральное мышление
Ощущения ребенка в процессе знакомства с новым для него миром сродни ощущениям Алисы, когда она провалилась в кроличью нору. Она начинает падать и понимает, что не может прервать падение, но при этом Алиса успевает не только рассматривать мир вокруг, но еще и взаимодействовать с ним: в полете она разглядывает контурные карты на стене норы, хватает с полки банку с апельсиновым вареньем и даже определяет, что банка-то пустая. Она даже спокойно успевает порассуждать: а кто там на другой стороне земли - антипатии или антиподы. Детское любопытство побеждает страх падения (ребенок не знает еще, что такое риски). Но, упав на груду сухих листьев, Алиса мгновенно ощущает свою "маленькость" и одиночество. Она одна в этом неизвестном мире, к которому ей предстоит адаптироваться. А ведь этот мир полностью перевернулся и все знакомые связи нарушились! И вот тут-то включается ее творческое (латеральное) мышление, благодаря которому она смогла не только выжить в стране чудес, но и успешно в ней разобраться. Даже то, что Алисе становится неуютно в собственном теле, которое постоянно претерпевает фантастические трансформации, заставляет ее сомневаться в себе: то она ощущает себя глупой Мейбл, то она уменьшается, то она вырастает так, что не умещается в домике Кролика, - все это очень напоминает ощущения ребенка, пытающегося познать себя самого. Ведь все мы через этот опыт проходили, словно изучали теорию расширения и сжатия собственной Вселенной.
- Всё страньше и страньше! - восклицает Алиса, а потом еще и жалуется синей Гусенице, - Все время меняться так неприятно. Все время меняюсь и ничего не помню.
Но Гусеница ей советует:
- Держи себя в руках! (логический совет).
И тем ни менее «Алиса в стране чудес» учит тому, что в мире нет ничего невозможного, потому что в этой стране нет границ. Это восторженное ощущение, что невозможное возможно, позволяет сохранить веру в себя и в свои силы. Главная мысль сказки, зачитанной человечеством "до дыр", в том, что нестандартное мышление позволяет выжить в запутанном лабиринте мира. Понять, что все живые существа разные, научиться с ними общаться и не осуждать их за то, что они не похожи на тебя или меня.
- А где я могу найти кого-нибудь нормального?
- Нигде, - ответил Кот, - нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.
Алиса находится в постоянном споре и творческом словесном сражении (а мы знаем, что слово - это не только язык, это еще и мыслеобраз, внутренний диалог) с персонажами сказки, выковывая свое собственное мнение, а в последствии и собственное решение. А ведь ее диалоги происходят со своим собственным воображением! "Диалог всегда немного сражение" /Лотман Ю.М./ А уж внутренний диалог - это настоящая битва! Лягушонок как-то намекнул Алисе, что она находится не в своем мире, когда она стучала в дверь к Герцогине. И даже не очень понимает с какой стороны двери этого мира она находится.
- Не к чему стучать, - сказал Лягушонок. - Я с той же стороны, что и ты. Ты бы еще могла стучать, если бы между нами была дверь. Например, если бы ты была там, ты бы постучала, и я бы тогда тебя выпустил.
- Как мне туда попасть? - повторила Алиса громче.
- А стоит ли туда попадать? Вот в чем вопрос.
И опять, игнорируя риски и руководствуясь только любопытством, Алиса толкает дверь и входит...Как это похоже на поведение детей... Однако, латеральное (гибкое) мышление всегда приходит ей на помощь при решении задач, когда логика их решить не может. В этом ей помогла, например, синяя Гусеница, спровоцировав ее действия:
- Откусишь с одной стороны гриба - вырастишь, с другой стороны гриба - уменьшишься.
Спровоцировала и... "предательски" уползла.
- С одной стороны, с другой стороны, - недоумевала Алиса. - А гриб-то круглый!
Но решать задачу надо, и Алиса обхватила круглый гриб руками, сколько смогла и отломила по кусочку с каждой стороны. И, как мы все знаем, вполне успешно решила эту задачу нестандартным способом. А уж игра со смыслами и словами просто наполнена в сказке до краев (хотя и краев там нет никаких, а значит до бесконечности). В домике Кролика, когда она выросла, что еле уместилась в нем, Алиса рассуждает:
- Когда вырасту, напишу об этом книжку. Да, но я уже выросла! По крайней мере, мне здесь уже некуда расти.
И тут же включается и логика: - А вдруг я на этом остановлюсь? Это неплохо - я тогда никогда не состарюсь. Правда, мне придется всю жизнь учить уроки.
Это доказывает, что левое и правое полушарии всегда идут вместе в познании мира. Однако, самое поразительное и яркое описание, что такое латеральное мышление, дает Додо, когда пригласил всех побегать, чтобы высохнуть и согреться. Он нарисовал на земле круг, где правильность формы не имеет никакого значения. Потом расставил всех без всякого порядка. Никто не подавал команды, и все побежали когда захотели и куда захотели. А затем внезапно остановил бег. И кто же выиграл? Додо принял позу Шекспира, приложив палец ко лбу:
- Победили все!
Именно так и работает латеральное мышление: хаотичный бег ассоциаций без всякой команды. Главное во время остановить и выбрать победителя. А побеждают все, потому как все помогают друг другу: две идеи столкнувшись, рождают третью.
Татьяна Черниговская рекомендует изучать книгу "Алиса в стране чудес" как руководство по развитию творческого мышления. Навык творчески мыслить - это умение снимать барьеры и воспринимать информацию, которую обычно мозг отсеивает. Творчество - состояние естественное. Мастерство - приобретенное. Мастерство необходимо развивать, творчество - просто открыть, как открывают потайную дверь. А она есть у каждого. Попадая в ситуацию, где необходимы навыки творческого мышления, каждый сталкивается с задачей комбинирования, поиска решений через игровой формат. Ребенок в игре смешивает фантазию и реальность. Знакомые явления и предметы он смело помещает в свой придуманный им мир. Это и есть творчество.
"В детстве я рисовал как великий художник, а теперь я стараюсь рисовать, как ребенок" /Пикассо/
НУЖНО ПРОСТО ИГРАТЬ! ЕСЛИ НЕ ПРИДУМЫВАТЬ ЧЕГО-ТО НОВОГО, ТО НИЧЕГО И НЕ БУДЕТ.