УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Автором проведен мониторинг программ художественных школ, детских творческих центров и студий Москвы и Подмосковья. Результатом мониторинга является заявление о том, что аналогов программы арт-клуба "Новая Идея" не существует.
Нужно просто начать делать то, что не умеешь, чтобы научиться.
Суть авторской методики - работа с открытым воображением с приобретением навыков управления своей творческой реакцией и знакомство со своим внутренним "Я" в процессе решения самых разных творческих задач. Разные задачи предлагают попробовать разные вкусы "одного пирога", но не с целью "попробовать все и сразу" и получить "несварение", а с целью приобрести практические НОВЫЕ НАВЫКИ в виде НОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, с которыми легче и интересней познавать мир и себя. Это пропедевтический курс или фор-курс (введение в основы творческих дисциплин), дающий ребенку возможность выстроить собственный фундамент восприятия мира и получить инструменты взаимодействия с этим миром. Наряду с приобретением основ творческих дисциплин (от рисунка до создания сценариев и флешмобов), будут приобретены еще более ценные навыки: научиться оригинально мыслить, находить неожиданное в обычном, улавливать ускользающие детали, замечать то, что не замечают другие, анализировать прежде, чем приступить к действиям, научиться чувствовать свое вдохновение и управлять им. Нужно просто начать делать то,что не умеешь, чтобы научиться.
ПППППППППППППППППППП
ПППППППППППППППППППППППППППп
1. Интеллектуальный пинг-понг. Разминка.
Каждый урок начинается с обязательного разогрева. Назовем его интеллектуальный пинг-понг (10-20 мин.), который помогает раскрепостить воображение и ассоциации, давая им раскрыться в полной мере при решении творческих задач основой темы урока. Задания самые разные: работа со словом (ассоциации и метафоры), визуальные загадки, быстрые наброски-скетчи, задания на восприятие музыкальных произведений и многое другое. В процессе возникают ассоциации, а ребёнок учится их фиксировать. Одновременно ребенок получает и навыки «мозгового штурма» - творческого мышления в команде. Быстрая смена задач и их разнообразие (на протяжении всего курса нет ни одного повторяющегося задания!) ведёт к богатству идей и мыслей, а необходимость быстро реагировать, как ни странно, постепенно развивает способность умения идеи структурировать. Методики быстрого реагирования стимулируют дальнейшую работу на уроке (назовем это «провокационными векторами»). На выполнение заданий во время разогрева отводится короткое время, достаточное для возникновения ассоциаций и творческой фантазии и недостаточное для восстания "дирижёра сомнений" - цензора наших действий (ассоциации работают быстрее страха неудачи). На этом построен весь творческий процесс практик. Навык такого реагирования ребенок приобретает постепенно, не сразу, привыкая работать со своей творческой реакцией. В этом творческом "слаломе" происходит первая ломка шаблона: "А ведь я так могу! И это несложно!"
2. Каждый новый урок - это новая тема для битвы с шаблонами.
Каждый урок — это всегда новая тема, нацеленная на стимуляцию ребенка к самостоятельному действию, поощряемое учителем: «Это ты сам сделал, это твоя идея, развивай ее!» Учитель в данном процессе, как модератор, подсказывающий и направляющий, но решения ребенок принимает сам. Ребенок привыкает к стратегии творческого упрямства с осознанным пониманием, что творчество и страх несовместимы и смело направляется на поиски своего собственного Творческого Начала. Именно глубокое погружение в творческую задачу позволяет найти множество новых нестандартных решений. Творческое упрямство провоцирует развитие навыков, а навыки становятся фундаментом для развития профессиональных качеств человека-генератора больших идей. Каждую свою работу ребенок завершает дома, привыкая к еще большей ответственности за принятие самостоятельных решений.
Задания на рисунок, композицию и колористику не ставят цель научить профессионально рисовать. Главная цель - научить смело и творчески мыслить. Задача - высвободить творческий потенциал ребёнка, дать ему почувствовать эти инструменты в своих руках для дальнейшей работы с более широкими темами, такими как генерирование идей. Важно помнить и то, что процесс рисования развивает пространственное мышление: чистый и плоский лист бумаги превращается в "театральную сцену" пространственных мистерий; работая с плоскостью, мы учимся "чувствовать воздух", перспективу, пространство и предметы или объекты, живущие в нем. Но принцип выполнения заданий не сводится к академизму, напротив - к поиску решения задачи нестандартным способом. Снова вспоминаем Наталью Бехтереву: творческое мышление задействует все функции мозга от логики и интуиции до пространственного восприятия окружающего мира. Пространственное мышление помогает мозгу рассортировать вещи и явления в пространстве, разложить их "по полочкам", определить их предназначение и извлекать их в нужный момент.
Доказательством того, что наш мозг делает это автоматически и безошибочно - идущая толпа. Представьте себе Тверскую улицу в час пик. Плотный поток людей движется быстро, но никто не сталкивается друг с другом, хотя движением никто не руководит. Наш мозг руководит этим процессом, распознавая объекты по объему, скорости и расстоянию. Вождение автомобиля - иная история. Мозг определяет себя внутри автомобиля с идеальной точностью, но чувствовать автомобиль, как продолжение своего тела, могут немногие (если бы это были многие, то мы могли бы ездить по дорогам без правил дорожного движения, равно, как идущая толпа). Интересно и то, что рисование, развивая пространственное мышление, в дальнейшем способствует и развитию лучших качеств автомобилиста! Парадокс, но факт!
Каждый урок направлен на расширение границ возможного и развитие творческой интуиции через творческий процесс. Карандаш - продолжение руки. Рука - продолжение мысли. Мысль - осознанное продолжение ассоциаций. Почему? Потому что: "Интуиция - священный дар. Разум - покорный слуга"; "Воображение важнее знаний. Знание ограничено. Воображение нет. Оно идет куда захочет!" /Эйнштейн/
Методики каждого урока работают по формуле: АССОЦИАЦИИ + РАЗМЫШЛЕНИЯ = ИДЕЯ.
3. Контроль воображения. Перезагрузка.
Принципиально важно обучить ребенка способности контролировать воображение и эмоции (и это возможно!) В обычном состоянии наше воображение вяло блуждает в огромном пространстве идей и явлений. Если нет цели – воображение лениво. Специальные практики развивают способность обозначить цель и точно стрелять по мишени. При этом необходимо научиться намеренно структурировать блуждающий поток воображения и концентрировать его внимание на цели. Наш мозг невероятно послушен (если ему интересно) и воспринимает все буквально. Чем чаще практиковать метод концентрации внимания и остановки блуждающего потока мыслей и анализировать, какая именно посторонняя мысль привела к «убеганию» от цели, тем скорее для мозга это станет обычным правилом. Это несомненно помогает и в учебе и в жизни. Конечно, занятия не преследуют привить этот навык ребенку муштрой, да это и невозможно. Но предложить ребенку с этим поработать, поиграть, "пощупать", почувствовать - этого вполне достаточно для знакомства со своим творческим "Я". И чем раньше ребенок познакомится с самим собой, тем лучше!
Все происходит в формате творческих игр с простыми объяснениями, с иллюстрациями-метафорами, иллюстрациями-видео. Для ребенка это станет удивительным, новым и увлекательным опытом знакомства с самим с собой. Разнообразные практики представляют собой одновременно минуты отдыха (перезагрузку) и выполняют функцию усиления концентрации на задаче: дыхательные, расслабление глаз, эмоциональный баланс, игра со смыслами и словами, мысленное вращение предметов, зрительная память, внимание к деталям, усиление концентрации внимания на себе (внутренний ритм), фокусировка на речи. Некоторые упражнения заимствованы у чилийского философа и исследователя Дарио Саласа Соммэра ("Практика повышения уровня сознания"), психолога Джона Уильяма Аткинсона (статьи) и музыканта Питера Химмельмана ("Впусти меня").
4. Адаптированный метод с работы в рекламных агентствах.
Большой блок занятий посвящен развитию навыков генерирования творческих идей. Мой многолетний опыт работы (более 25 лет) в рекламных агентствах (от дизайнера до креативного директора) позволяет взять лучшее из методов по работе с открытым воображением и адаптировать их для работы с детьми. Практики применяют принципы стратегий, принятых в рекламных агентствах, при разработке идей и их проектирования (мозговые штурмы, работа со словом, принципы создания дизайна, рекламы и социальных проектов). «Проба пера» в решении самых разнообразных задач обязательно приведёт к тому, что каждый выберет то, что ближе всего именно ему. Важно попробовать что-то абсолютно новое. И чем больше, разнообразней, тем лучше!
Практика рекламной деятельности - это эффективная методика для раскрытия скрытых возможностей поскольку затрагивает невероятно широкий спектр решения творческих задач. И совершенно необязательно становиться в дальнейшем рекламистом, важнее научиться лавировать в потоке фантазии и стать капитаном на своем собственном корабле "Больших Идей". Ведь умение творчески мыслить мы применяем не только в искусстве. Бухгалтер, ученый, спортсмен, домохозяйка, бизнесмен без творческого мышления всего лишь "калька" с таких же калькированных "профессионалов", что были до и будут после. Шаблонное мышление рождает человека, который отлично умеет проживать не свою жизнь.
5. Проекты для родного города.
В практики программы включены занятия над проектами для родного города, – это самая прочная связь с действительностью, которая рождает чувство творческого подъема. Все предлагаемые ребенку идеи проектов: социальные проекты, арт-объекты для города, функциональные объекты малой городской среды, проекты от реальных до нереально-фантастических, - например, парк "Диснейленд в моем городе" или "Идеальная школа" – это лишь вдохновляющие стимулы. Изначальную идею на мозговых штурмах предлагает учитель, но эта идея неизбежно будет преобразована, иногда до неузнаваемости, самими ребятами.
6. Бизнес задачи на креативное бизнес-мышление. Мозговой штурм будущего (подростковый тимбилдинг).
В программу для старших групп 13-15 лет включены активные игровые командные бизнес-игры "Мозговой штурм будущего. Подростковый тимбилдинг", направленные на развитие креативного бизнес-мышления. Игры предлагают через игру в мозговых штурмах спроецировать свое будущее (свой будущий бизнес или будущую профессию); распаковывают комбинаторное мышление; развивают умение сталкивать свои идеи с чужими; дают ученику навык выстраивания эффективного рабочего контакта в группе для командной работы; навык прогнозирования будущего своей компании / профессии с учетом актуальных трендов, развития технологий и собственной фантазии; навык опережения проблемы, где можно проработать заранее ее решение; развивают лидерские качества. Игровые командные игры для подростков интегрированы в программу «Лови Идею!» В задачах используются реальные бизнес-истории, выдуманные бизнес-истории и военные стратегии.
7. Адаптация практик гуру.
Курс наполнен разнообразными практиками по развитию латерального мышления. Практики адаптированы к нашим реалиям и вдохновлены работами известных гуру из самых разных областей: Эдвард де Боно, Майкл Микалко, Александр Филоненко, Татьяна Черниговская, Сергей Королев, Дарио Салас Соммэр, Анатолий Гин, Генри Тодд, Уилл Гомперц, Барбара Тверски, Питер Химмельман, Марио Борегар, Джон Уильям Аткинсон, Франц Цвикки, Йоханес Иттен, Пауль Клее и др. Однако основная часть оригинальных заданий придуманы самим автором программы "Лови Идею!". Этому есть вполне закономерное объяснение: при чтении и анализе методик у автора возникали образы и ассоциации, осознанно направленные на интересующую его тему - создание задач для практик, из которых и рождались затем оригинальные уроки (это и есть принцип работы латерального мышления).
8. Методические пособия.
Практики подкреплены обширным собранием методического материала (их уже более 800 единиц: фото, видео, музыка, стихи, фильмы, изобразительное искусство, иллюстрации-метафоры, текстовые примеры, раскладки-схемы для игр). Иными словами, у ребёнка всегда будет комфортное и эффективное пособие для знакомства с новыми темами.
(посмотреть подробнее "Чем будем заниматься")
(посмотреть "Примеры занятий")