Тяжести сладкого возраста
Четыре гири для подростка.
1. Уязвимость ростка.
Слово "подросток" происходит от существительного "рост" и глаголов "расти", "подрастать". Но, если в творческом азарте применить к слову "подросток" ассоциативно-эмоциональную этимологию, то можно разложить слово на составляющие "росток" и "под". И тогда становится понятным, что скрывается под этим словом. Подросток всегда будет находиться до наступления "взрослости" под спудом: ПОД тяжестью контроля, ПОД запретом действий, ПОД возрастными ограничениями, ПОД давлением авторитетов, ПОД необходимостью учиться (не выбирая объект обучения) и т.д. Для хрупкого и нежного, практически фарфорового ростка, который только пробивается наружу к жизни, это удушающая тяжеловесная ноша. Мы практически никогда не задумываемся над этим (своих проблем хватает...) Но подросток не просто живое существо, - не просто росток - он человек! И, конечно же, он не будет сидеть смирно на табуретке, он будет активно реагировать на данное обстоятельство так, как может, чтобы защититься. А отсутствие разумного жизненного опыта часто подкидывает ему неразумные решения. И тогда подросток становится вдвойне уязвимым.
2. Битва гормонов с лобными долями.
Действие гормонов на организм начинается намного раньше, чем начнут работать лобные доли. Разрыв во времени колоссальный! Лобные доли завершают свое развитие лишь к 20-ти годам. И весь подростковый период ребенок становится заложником собственных гормонов, которые, как известно, не обладают "здравомыслием". И когда пробиваются первые побеги разума, предлагающие разумные решения в какой-либо ситуации, в полный рост встают неуверенность в себе по причине незнание себя, отсутствие понимания своего внутреннего мира и потребностей, и тогда подросток откликается не на разумные советы лобных долей, а на эмоциональные приоритеты гормонов. Его лимбическое "хочу" гораздо сильнее, чем логическое "надо". Если в раннем детстве ребенка можно сравнить с детским веселым паровозиком, неспешно путешествующем и изучающим мир под крылом родительского дома, на мягком ковре, то подросток - это гоночная машина без тормозов на кривых улицах жизни. И опасность вовсе не в том, что это уже гоночная машина, а в том, что подросток об этом не знает. Еще более опасность усиливается, когда и мы забываем это учитывать и начинаем воспитывать давлеющей силой авторитета, вместо того, чтобы авторитетно-мягко помогать подростку понять себя.
3. Обряд инициации.
В древние времена люди хорошо понимали процесс взросления каждого индивида в племени. У всех древних народов есть обряд инициации, через который подросток проходил стадию взросления. Когда ему взрослеть, выбирали старейшины (особые и мудрые, кто хорошо понимал "что уже пора"). В древности эти обряды были крайне жестокими и имитировали умерщвление ребенка, который должен возродится уже мужчиной и новым человеком. Для девочек у некоторых народов обряды были более мягкими, - их просто уводили в лес или пещеру, где в течении долгих дней в полном одиночестве они должны были осознать свое взросление. Подросток мальчик древних людей хорошо знал, что рано или поздно он пройдет этот обряд в сопровождении взрослых. Жестокость обрядов иногда сопровождал и летальный исход ребенка, но это означало, что духи не пропустили его во взрослую жизнь. Однако ребенок всегда знал, что взрослые будут рядом и помогут в случае опасности. Он был уверен в поддержке.
Насколько сильным и жизненно-необходимым был этот обряд свидетельствуют мифы и сказки, которые буквально у всех народов имеют корни в этом обряде, тем самым обозначая, что это самое важное событие в жизни человека. ("Исторические корни волшебной сказки" В. Пропп). Это очень крепко осело и в сегодняшнем дне: в каждой сказке, мифе, романе или кинофильме герой проходит какие-то испытания, часто с опасностью для жизни, но герой в конце сюжета побеждает врага, изменяется сам, становится другим, новым или... погибает.
Реальные обряды инициации далеко в прошлом. Жестокость обрядов в цивилизованном мире ушла в мир мифов и сказок. Но процесс взросления каждого человека никуда не девался. И что самое печальное - этим вопросом никто уже не занимается, ограничиваясь за скоростью жизни нравоучениями и объяснениями "вот это хорошо, а вот это плохо", и применяя самый нерезультативный обряд - наказание. В итоге ребенок сам взрослеет как может или... как повезет... Но пройти этот период все равно надо, это неизбежность. И что тогда делает подросток? В какой-то момент он вдруг понимает, что он другой. Он отличается от взрослых, но они почему-то никак не хотят этого понять. И тогда он ментально (а иногда и реально) покидает то общество взрослых (семью), которое не смогло ему ничего предложить в прохождении процесса взросления. И ищет общество таких же как он (подростков, а иногда и не подростков), где его поймут, услышат, где он может поделиться своим наболевшим, или узнать то, что его очень интересует, и что он ни за что бы не спросил у взрослых. Так проходит обряд инициации у современных подростков. Именно так они взрослеют. В этом сообществе подросток начинает жить с такими же как он (не только в переносном смысле, но и в прямом!). И вот тут действительно... как повезет... В какое сообщество он попадет в этот ранимый период?
4. Инфо-поток, как смирительная рубашка.
Темпы сегодняшнего информационного потока значительно превзошли биологические возможности человека. Об этом уже ленивый только не говорит. Мозг отказывается воспринимать такой объем ради сохранения энергии и просто блокирует гигантский пласт информации, оставляя лишь важное. Но вот вопрос: а как он решает, что именно важно? Помимо того, что нужно успеть отсеять воспринимаемые сигналы, нужно еще выбрать из них важное. Ай, да задачка для детского мозга! Взрослый с трудом справляется, а что же ребенок?
Именно здесь необходим навык фильтрации. Но под силу это только натренированному, развитому мозгу. И характерно, что развитие свое мозг приобретает не по волшебству позывного "Окей, Гугл!", а происходит это долго и поступательно. Простой вывод: начинать надо в детстве, когда мозг еще пластичен и охотно принимает информацию и запоминает ее, если она интересна. Ошибочно считать, что научиться фильтровать интересы и отделять зерна от плевел, настоящее от ложного, прекрасное от уродства, пошлое от изысканного возможно только зрелому рассудку. Это первая ошибка. Вторая - попытка защитить ребенка от лишних нагрузок в занятиях (о, им и так много в школе задают!) Но школа прививает лишь один навык - энциклопедические знания по разнообразным предметам. Соответственно, развивает лишь одну зону, отвечающую за память. И не прививает основного навыка - познание себя и как весь окружающий мир соотносится лично со мной. Для этого должны быть предложены отдельные предметы. В итоге ребенок самостоятельно проходит это обучение, в короткие отведенные для этого минуты общения, - школьные перемены. А после школы он радостно уходит в Интернет и продолжает там "познавать мир" и себе подобных. Таким образом мозг подростка добровольно одевает на себя смирительную рубашку познания с ярким лейблом "Инфо-поток" и успешно познает ложный мир, искренне считая, что мир именно таков и другого нет. Но как он это применит потом, в жизни?...
Почему важна постоянная тренировка мозга? Наш мозг воспринимает все буквально, он не разделяет фантастику от реальности, для него все реально. Есть очень простой тест это проверить. Закрыв глаза, попробуйте представить мысленно летящую мимо вас бабочку и проследите глазами ее полет. Получив такую команду, наш мозг отправит импульс глазам. И даже с закрытыми веками мы движением глаз будем следить за полетом представляемой бабочки. Так работает наш мозг. Иными словами, что ты ему предложишь, то он и обработает с цифровой холодной серьезностью компьютера (это единственное в чем он схож с цифровым достижением). И обрабатывает он все, всегда и везде, без остановки. И должен! Без постоянной работы его нейроны, недополучая кислорода, умирают от "голода". Интересно как это происходит: начиная работать, наш мозг, как бы "впрыскивает" в сосуды головного мозга особые вещества, которые расширяют сосуды и приток крови поступает в обильном количестве, обеспечивающем полноценную и успешную работу того отдела мозга, который в этот момент занят активной работой. В противном случае, если каким-то отделом мозга "работают" мало или вообще не используют его, то нейроны постепенно хереют и отмирают. Поэтому, чем больше мозг работает, тем лучше он работает. Чем разнообразней работа, тем он становится более гибким. Важно только одно: что именно он получает для работы?
Работая творчески, мозг приучается к навыку комбинировать идеи, мысли, ассоциации и находить новые пути решения задачи (любой!) Он проходит этот опыт в детстве играючи, легко. Он запоминает этот опыт и в дальнейшем с легкостью его применяет (ведь это не сложно, я это уже проходил). Испытав неожиданный опыт, например, начать рисовать, не умея, естественным образом мозг изначально пугается и пытается подсунуть нам шаблоны для решения. Но вся хитрость в том, чтобы обмануть его хитрость и поставить нестандартную задачу с целью решить ее тоже нестандартно. В панике сначала он забуксует. Но уяснив, что это игровой эксперимент, с живостью начнет решать. Но на это способен только мозг ребенка. Мышление взрослого человека уже надежно зацементировано шаблонами. Ему крайне сложно их ломать. В детстве их ломать легче.
Всего лишь надо предложить ему такой опыт. Все очень просто. Почему? Об этом по ссылкам ниже.